Усадьбы
Город Корчева | Возникновение | Корчевское стекло | О городе | Усадьбы | Фото |
Корчевские усадьбы: Среди неизученных пластов местной истории – корчевские усадьбы.
История усадеб уходит в глубь веков. Первоначально усадьба имела чисто хозяйственное значение. От таких усадеб иногда сохранились усадебные церкви или об их существовании напоминает живописное местоположение, ибо чувство красоты было присуще и людям того времени.
Постепенно, в связи с происходившими социально — экономическими изменениями, меняется и функция усадьбы. К середине XVIII века господствующим сословием в России становится дворянство, которое при Екатерине II получает дополнительные привилегии. Выразителем их духовных потребностей станут многочисленные усадьбы, своеобразные культурные центры дворянского сословия, которые функционируют обычно в летнее время. В зимнее время развлекательные мероприятия переносятся в городские усадьбы — дворцы.
Кроме главной усадебной постройки господского дома или дворца со службами, необходимой принадлежностью станут регулярные или пейзажные парки с разнообразными парковыми павильонами и парковою скульптурою.
В усадьбах получает развитие крепостной театр, здесь собираются библиотеки и картинные галереи. Красота, созданная руками и разумом человека, обязательно дополнялась природными красотами. Все это будет привлекать в усадьбы в качестве гостей известных поэтов и художников. Они часто создавали здесь свои замечательные произведения. Поэтому некоторые усадьбы были своеобразными музеями и в дальнейшем некоторые из них стали настоящими музеями.
В зависимости от возможностей владельцев усадьбы были разные. Были дворяне, которые не имели никаких усадеб, кроме своего дворянского звания.
Разнообразны были и корчевские усадьбы. К сожалению, их история еще ждет своего исследователя. Одной из известных усадеб нашего края была усадьба Яковлевых в Новоселье,
Село Новоселье располагалось на правой стороне Волге, при речке Малой Каменке и пересыхавшем в жаркие дни ручье Зыбанском, в четырех верстах от Корчевы.
В конце XVIII века владельцем села значится Павел Григорьевич Демидов. Село состояло из 103 дворов и 718 жителей. Крестьяне были на оброке. Деревянная церковь в селе Новоселье была построена в 1764 году. Главный престол ее был посвящен Рождеству Христову. В ее приход, кроме села, входила деревня Уходово. Известно, что в 1788 году уже начала сооружаться каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла.
В сведениях за 1806 год владельцем села указан генерал — майор Петр Алексеевич Яковлев, который начал здесь создавать свою загородную усадьбу. В это время село насчитывало 121 двор и 995 жителей.
В Новоселье П.А. Яковлевым в самом конце XVIII века начал создаваться настоящий усадебный ансамбль. В связи с образованием Иваньковского водохранилища исчезло старинное село Большое Новоселье (так его называли в это время), а еще раньше постепенно разрушалась усадьба Яковлевых. Но благодаря замечательным запискам Т.П. Пассек, мы теперь можем мысленно воссоздать облик бывшей корчевской усадьбы и представлять дворянскую жизнь, протекавшую там.
Воспоминания Т.П. Пассек — это кладезь для познания бытовой истории и бытовой жизни корчевского края первой половины XIX века.
Т.П.Пассек в описании новосельской усадьбы показала не только
изумительную память, но и проявила глубокое знание истории,
генеалогии русского дворянства и дворянского быта. Язык ее
повествования правдив, прост и легок. Воспоминания позволяют сказать,
что она бывала во многих помещичьих усадьбах и хорошо знала
усадебную культуру.
Создание усадьбы Яковлевых в Новоселье началось еще в самом конце XVIII века. Однако десятилетнее отсутствие владельца не позволяло завершить формирование усадьбы. Неожиданный приезд П.А. Яковлева с новой женой способствовал завершению строительства. Быстро был построен и оформлен усадебный дом. Вот его описание, сделанное Т.П. Пассек.
«По обоим концам длинной залы, в четыре окна, с стеклянной дверью посредине, выходившей на террасу во двор, расположены были гостиные с итальянскими окнами, обращенными на цветники, полные розанов и множества дрелях душистых цветов. По одну сторону гостиных шли диванные, по другую — спальные комнаты для прислуги. С противоположной стороны залы находилась другая широкая, крытая терраса с колсрнами, обращенная к саду; перед ней был овальный пруд, окруженный Подстриженной акацией, в акации, местами белели на тумбах гипссйые статуи. В мезонине библиотека и комнаты гувернеров и компаньонок.
К двум флигелям, стоявшим по концам полукруглого двора, обнесенного высокой решеткой, с решетчатыми воротами, вели от дома крутые галереи, обсаженные по решеткам акацией. От ворот до моста с фонарями, перекинутого через речку, впадающую в Волгу, шла, в четыре ряда, широкая березовая аллея, а от моста до села и так вплоть до Корчевы, на расстоянии двух или трех верст.
С трех сторон дома Прово разбил из леса парк; от туда лучеобразно прорезали просеки и засадили их липовыми аллеями. Аллеи эти прерывались то восьмиугольниками, то квадратными площадками, по углам которых, так же как и по разным местам сада, стояли на пьедесталах гипсовые статуи мифологических богов или бюсты великих людей. По обеим сторонам пруда расчищены были рощи из сосен и берез. Среди одной из этих рощ выстроен был английский домик в четыре комнаты. В первой вас встречал стоящий на пьедестале белый мраморный амур, с прижатым к губам пальчиком. Из. него отворялась дверь в довольно обширную комнату, стены и пол которой, так же как и широкие турецкие диваны, обтянуты были зеленым сукном. Тут стояло небольшое фортепьяно, библиотека избранных книг, а на внутренней стене, над диваном, висела в золотой раме копия лежащей Тициановой Венеры в человеческий рост. Картина эта всегда была задернута зеленым флером. В следующих комнатах стоял биллиард, и была чайная. В парке встречались то беседка, то пустынька, оклеенная мхом, с каменной или дерновой скамейкой, то грот, храм, ручеек, канавка с перекинутым через нее мостиком. По разным местам парка расставлены были скамейки, окрашенные в зеленую краску. Парк прилегал к бору, от которого отделяла его широкая, всегда полная воды, канава, осыпанная по окраинам, группами крупнейших незабудок, кукушкиных слезок и ландышей. В стороне парка, противоположной бору, находились оранжереи: одни с цветами, другие с персиками и абрикосами, грунтовые сараи с шампанскими вишнями, грушами, яблоками с бергамотами, в парниках дозревали дыни и арбузы, в теплицах ананасы. По сторонам дорожки, ведущей к оранжереям, тянулись куртины малины, смородины, крыжовника и гряды клубники. За оранжереями шел огород с разными овощами и душистыми травами, с флигелем, где помещался Прево, и жилищами садовников.
Кроме многочисленной комнатной и дворовой прислуги, у Петра Алексеевича был свой оркестр музыки и хор певчих, который каждое воскресенье пел на клиросе в каменной Новосельской церкви, выстроенной Петром Алексеевичем во имя апостолов Петра и Павла».
Из описания усадьбы Новоселье видно, что она сочетала регулярную и пейзажную планировку, в ходившую в моду в России в конце XVIII века. Разбивкой парка руководил садовник — француз Прово, сумевший удачно использовать местную природу, которая служила продолжением регулярной части парка.
В усадьбе Новоселье можно найти все основные усадебные признаки, присущие крупным усадьбам: деревянный усадебный дом — дворец с двумя флигелями, которые соединялись с господским домом крытыми галереями, парадный двор, декоративный пруд овальной формы, аллеи с парковой скульптурой, парковые павильоны, оранжереи.
В Новоселье устраивались различные усадебные празднества для крестьян и помещиков. «…На широком барском дворе собирались хороводы, раздавались песни, играл пастушеский рожок и шла веселая пляска, угощенье и раздавались подарки. Для соседей помещиков, случалось и приезжих из столиц, устраивались празднества с иллюминациями, фейерверком, оркестром музыки и хором, певчих в саду. В английском домике подавали десерт и чай; в зале, освещенной восковыми свечами, горевшими в трех люстрах с хрустальными подвесками, готовился ужин с богатым серебром, саксонским фарфором, граненным хрусталем, вазами с фруктами и букетами цветов».
ПА. Яковлев скончался 18 июля 1813 года и был похоронен у старой Рождественской церкви. После его кончины между наследниками начались судебные тяжбы по разделу наследства. Новые владельцы не могли поддерживать прежний уровень усадебной жизни, требовавшей больших расходов. Такое явление было характерно для многих русских усадеб. Отмена крепостного права убыстрила процесс гибели дворянских «гнезд».
Т.П. Пассек при завершении работы над первой главой, в которой имеется описание новосельской усадьбы Яковлевых, узнала о сломе усадебного дома, о продаже парка под вырубку клинскому купцу Воронкову и о его истреблении.
Еще раньше усадьбу стали покидать произведения искусства, наполнявшие усадебные павильоны. Мебель, хрустальные люстры, саксонский фарфор и посуда из хрусталя, серебро и фарфоровые вазы для цветов и фруктов — вот немногое из того, что находилось в доме и было названо автором записок.
Несомненно, в гостиных и комнатах находились живописные портреты
владельцев усадьбы и их родственников. Ничего нам неизвестно о составе
и судьбе усадебной библиотеки. Можно лишь предположить, что многие
из них сохранились, но позабыли свою биографию.